В 16 км к востоку от райцентра Холм-Жирки на крутом и холмистом днепровском берегу лежит село Нахимовское. Оно занимает угол, образованный Днепром и озером. Современное название село получило 5 июля 1952 г. в день 150-летия со дня рождения адмирала П. С. Нахимова. С селом связаны детские годы великого русского флотоводца.
Люди облюбовали эти места в глубокой древности, о чем свидетельствуют неолитические стоянки в самом селе, а также у близлежащих деревень Кучино и Старое Шелухино.
На территории села Нахимовского возникло городище еще в раннем железном веке. В древнерусское время его окружали три вала, и оно было укрепленным пунктом у волока из Днепра в Вазузу. О том, что волок из верховьев Днепра в Волгу через Вазузу существовал именно здесь, свидетельствует древнее название села – Волочёк. Этим путем по Вазузе и через Волочёк добирался в Смоленск из Мурома князь Глеб. В XV в. древнее село превратилось в г. Загробье. Название города произошло от старинного слова «гробля», означавшего «ров, углубление в земле». Оно сохранялось за ним до начала XVII в. Город имел пять церквей, 40 кузниц, мыловаренную и полотняную фабрики. В XV в. его разорили литовцы, в XVII в. – поляки. Село служило важным сторожевым пунктом на границе между Московским государством и Литвой. После 1654 г. Нахимовское было центром стана, волости. В 1763-1770 гг. сотник Ахтырского полка, директор Санкт-Петербургской таможни С.М. Нахимов построил огромный каменный храм Введения Богородицы. Здесь же в селе находился роскошный двухэтажный усадебный дом. В 1877 г. новый владелец, С.Н. Нахимов, открыл в Волочке школу, в 1881 г. построил каменное здание училища.
В октябре 1941 года село было оккупировано фашистами…
Эта история начиналась еще в декабре 2011 года, когда мне позвонили ребята из газовой компании, которые прокладывали газовую трассу в районе села. И сообщили о том, что во время копки канавы под трубу их экскаватор на небольшой глубине зацепил якобы останки солдат. Я, конечно, был немного удивлен, потому что позвонили именно мне, а не Степанову Дмитрию (командиру поискового отряда Холм-Жирковского района), но мне сказали, что мой телефон нашли быстрее. Пришлось согласиться, ведь в принципе все поисковики делают одно общее дело, и неважно в каком районе происходит подъем солдат.
12 декабря 2011 года мы отправились в путь в указанное газовиками место.
Доехали без происшествий, поехали только вдвоем (надо было проверять информацию). Погода стояла очень холодная. На днях выпал небольшой снег и ударили заморозки. Вот и село Нахимовское виднеется на пригорке, местные газовики нас уже ждали. Поздоровались. Обменялись небольшим диалогом о случившемся. И пошли к месту прокладки трассы. Трасса проходила, вдоль большой высоты, и у подножия ее как позже выяснилось, экскаватор зацепил останки. По собранным нами костям стало понятно, что это останки 4-х наших солдат. Помимо костей мы нашли гильзы от трехлинейки, хвост от пехотного миномета и обломки советской каски, которую видимо, раздавило ковшом во время копки канавы под трубу. Все что смогли мы собрали. Подняли еще растянутые экскаватором останки, пройдя вдоль газопровода. Но, к сожалению, из-за снега, и ударившего накануне мороза, который утвердил почву, мы не смогли подобрать все, и тем более произвести раскоп. Взяв останки, которые удалось отыскать, мы оставили их в своей времянки, приехав в Сафоново. Спустя несколько дней я уже разговаривал по данному факту с командиром Холм-Жирковского поискового отряда «Эхо» Степановым Дмитрием о случившемся. Нами было решено продолжить поиски и исследования данного места весной 2012 года, когда сойдет снег и земля станет мягче для провидения раскопа. Но потом морозы немного отпустили, и Дмитрий добрал еще немного останков, которые не смогли добрать мы. Пока летело время, Дмитрий решал вопрос с администрацией села Нахимовское о том, чтобы было получено разрешение на проведение повторных работ возле идущей «трассы» с газом. И вот наступил 2012 год. Разрешение от администрации было получено, но конечно разрешение о том, что можно копать возле самого газопровода, где экскаватор зацепил яму с останками, никто не дал.
Поэтому было принято решение исследовать саму высоту, недалеко от проходящего газа. Как после выяснилось, результат не заставил себя долго ждать.
Поднявшись на высоту, были обнаружены места похожие на траншеи. Приборы как нестранно ничего не показывали. Было принято решение попробовать прокопать одну из траншей. Догадки оказались верными. Через пару штыков показались первые останки. Доработав эту яму двумя поисковыми отрядами – нашим «Серп и Молот» (г. Сафоново) и «Эхо» (п. Холм-Жирки) спустя пару месяцев совместной работы, мы извлекли останки 21 человека, среди которых определенно было несколько детей. При предпоследним раскопе 23 июня 2012 года даже присутствовала глава сельского поселения Нахимовское-Курченкова Татьяна Павловна, которую очень растрогало увиденное, и она от всего сердце поблагодарила всех за проделанную работу.
2 июля 2012 года мы совершили последнюю доработку и подняли останки последнего 22 человека. Им оказался, как ни печально ребенок в возрасте от 3 до 5 лет, который получался уже пятым в данном раскопе.
Исследовав некоторые черепа, в затылках которых было по одному, а то и два пулевых отверстия, сразу стало понятно о том, что это были расстрелянные люди, которых хаотично побросали в окоп и после закопали. Теперь стало понятно, почему приборы ничего не показали. Как говорят поисковики люди лежали просто «голые» без всего. В принципе, окунаясь в историю, зондеркоманды так и расстреливали людей в лучшем случае в одной пижаме. К сожалению, в этой яме никаких вещей или предметов найти нам так и не удалось, только сверху везде попадались немецкие стреляные гильзы.
Вопрос с первой траншеей был решен. 2 июля мы оформили все необходимые документы по подъему. Но рядом находились еще такие же провалы. И мы решили попробовать зашурфить еще один, находящийся неподалеку от первой поднятой нами траншее. Догадка подтвердилась! Прокопав примерно с метр, во второй траншеи тоже стали попадаться останки людей.
Теперь оставалось самое сложное – узнать тайну расстрельной ямы. Опросы местных жителей и старожил ничего не дали. Местные вообще и не догадывались о том, что в 100 метрах от сельской школы находятся останки, пролежавшие в земле 70 лет.
В местном музее тоже не нашлось никакого подтверждения о том, что здесь проходила какая-то расправа – а может это было еще и потому, что с. Нахимовское принадлежало раньше к Новодугинскому району. Пришлось мне садиться за компьютер, созваниваться с людьми, для того чтобы пролить свет на эту историю. Пока шла работа по подготовке останков к захоронению, мне удалось найти кое-какую информацию, дающую ответ на последний наш вопрос как это случилось?:
Из воспоминаний Александра Павловича Нахимова («Смоленское дворянство», выпуск 6 Смоленское землячество, Москва, 2004 г.):
В течение 5 – 6 октября 1941 года были оккупированы Казариново, Петраково, Пигулино, Глушково, Каменец, Волочок (Нахимовское) и т.д.. Под натиском превосходящих сил фашистов, остатки разбитых советских дивизий и частей были оттеснены в юго – восточном (Вяземском) направлении.
До позднего вечера в этот день в доме Валентины Федоровны я с интересом слушал рассказ одного из гостей праздника дальнего родственника хозяйки, который в 1941 г. дошкольником был привезен на лето в Волочек (Нахимовское) и застрял здесь на все время оккупации немцем.
Перед тем как занять село, гитлеровцы разбомбили все каменные строения, включая главный дом, церковь, флигель и усадебный дом в Михайловском (с окончанием войны хватит средств восстановить только здание флигеля). О боях тех дней свидетельствует сама земля: поучаствовав однажды в посадке картофеля, я с двух гряд паханного перепаханного участка набрал пригоршню ружейных и автоматных гильз наших и немецких.
Мне также показали заросший прудик, куда в конце войны скидывали валявшиеся кругом боеприпасы, гранаты и прочее. В январе 1942 рейдом конницы Белова немцы были на пару месяцев отброшены к Холму. В это время в одном из старых домов Волочка располагался штаб партизанского отряда, о чем напоминает сейчас памятная табличка. Возвратившись, фашисты учинили расправу, расстреляли 12 мужчин. С наступлением весны стали побуждать засевать поля, обещая за работу натуральный расчет частью урожая. В ближайшей округе оставалась единственная корова, которую прятали в развалившемся сарае на отшибе.
Незадолго до отступления в марте 1943 г. всех жителей села числом до 120 согнали в склад при магазине, держали несколько дней без пищи и воды. Попытка одной узницы, знавшей немецкий, уговорить эсэсовца дать людям воды, закончилась выстрелом. Пуля через дверь попала несчастной в голову. Позже матерого фашиста на посту сменил раненый солдат, и люди по одному смогли выбраться через вскрытое оконце. Все затем спрятались в подвале главного дома. Освобождение началось с мощной артиллерийской подготовки, но добротные своды барского дома выдержали попадание нескольких снарядов, и жизни селян были сохранены. Эти подвалы на первое время после изгнания врага стали пристанищем тем, кто лишился своего жилья, использовались позже как хранилище яблок, картофеля.
В 1952 г. в дни празднования 150-летия со дня рождения П.С.Нахимова рассматривалось предложение восстановить главный дом и разместить в нем воспитательное учреждение для детей, но дальше намерения дело не пошло. Тем временем страна залечивала раны, поднималась из разрухи. Совхоз «Нахимовский» встал на ноги.
Это была первая история, проливающая свет на данное событие. Однако в рассказе говорилось о 12 мужчинах, а по нашему подъему людей было больше, да еще среди них оказались останки детей. Надо было продолжать по крупицам собирать информацию, и я продолжил, периодически созваниваясь с Дмитрием.
Через некоторое время у нас появился акт
Из акта комиссии от 20 мая 1943 года о зверствах фашистов в селе Волочек Волочковского сельсовета Андреевского района:
«… Во время своего отступления фашистские бандиты загнали всех жителей села Волочек в помещение бывшего сельмага, где продержали двое суток без пищи под охраной патрулей.
Здесь же, на глазах у всех, была убита Воронова Мария Яковлевна, 48 лет, которая попросила воды для больного ребенка. После этого все мужчины были отделены и под оружием отправлены неизвестно куда. Когда это село освободила Красная армия, были обнаружены трупы вышеуказанных селян. Было видно, что они погибли не сразу, а были замучены.
Так у Григорьева Федора, 56 лет, был отрезан язык и уши. По всему телу нанесены ножевые раны. У Павлова Сергея. 52 года, переломаны ноги. У Иванова Дмитрия, 37 лет, раздроблен череп. У Филатова Филиппа, 65 лет, нанесены ножевые ранения.
У Шушукина Степана, 68 лет, был раздроблен череп. На глазах в бабушки Васильевой Ефросиньи была убита Самуйлова Мария, 15 лет, и её брат Вася, 17 лет. Он был глухонемой. Убивая его, фашистские палачи заявили бабушке: «Он не пригоден к жизни. Он не работает, а хлеб ест. Мы таких убиваем».
Из акта комиссии от 20 мая 1943 года следует, что при отступлении немецко-фашистские захватчики в селе Волочек замучили и убили следующих селян:
1.Иванов Гавриила Иванович, 1876 г.р.
2.Иванов Дмитрий Гаврилович, 1906 г.р.
3.Иванов Пантелей Спиридонович, 1882 г.р.
4.Филатов Филипп Лаврентьевич, 1877 г.р.
5.Кольцов Иван Александрович, 1877 г.р.
6.Павлов Сергей Павлович, 1891 г.р.
7.Шушукин Степа Паладьевич, 1875 г.р.
8.Воронова Мария Яковлевна, 1895 г.р.
9.Самуйлов Василий Михайлович, 1926 г.р.
10.Самуйлова Мария Михайловна, 1928 г.р.
11.Байков Иван Степанович, 1876 г.р.
12.Самуйлов Матвей Мартынович, 1891 г.р.
13.Миронов Александр Иванович, 1902 г.р.
14.Миронов Петр Александрович, 1926 г.р.
15.Григорьев Федор Григорьевич, 1887 г.р.
16.Козлов Федосий Егорович, 1881 г.р.
17.Крылов Константин Николаевич, 1901 г.р.
18.Васильев Леонид Васильевич, 1858 г.р.
19.Ботенин Егор Лукьянович, 1878 г.р.
Из акта комиссии от 23 мая 1943 года. 10 октября 1941 года немецкие изверги на огороде соседа взяли глухонемого крестьянина д.Высокое Зайцевского сельсовета Андреевского района Евдокимова Ивана Евдокимовича (45 лет). Фашисты спрашивали у него что-то, но он не мог ничего отвечать, так как был глухонемым. После этого его отвезли на машине в неизвестном направлении. Изуродованный его труп нашли около д.Кузнецово Печенического сельсовета Андреевского района. Вся голова и грудь были изуродованы ударами ножей.
Ну вот в принципе и все, что удалось нам сделать и узнать по поводу «расстрельной ямы» в селе Нахимовское Холм-Жирковского района Смоленской области.
В марте месяце в честь освобождения района от немецких захватчиков эти останки были преданы земле со всеми полагающимися почестями.
А пока поиск продолжается, и значит мы снова уходим в леса.
Командир ПО «Серп и Молот»
г. Сафоново Смоленской области Авраменко Сергей
29.10.12г.