«Вещи помнят войну» — это серия материалов, которая выходит с хештегом в соцсетях поискового сообщества. Очень точное название. Предметы, которые мы находим в экспедициях при раскопках, несут в себе информацию о войне. Информация может быть неожиданной или очевидной, может быть трагической, может быть и доброй веселой (сколько смешных надписей мы читали на котелках, ложках, оставленных солдатами-весельчаками). Наши находки помогают ближе рассмотреть войну, помогают сохранять память о ней!
Сегодня мы показываем вам гвардейский знак, найденный 31 марта 2020 года в Ельнинском районе Смоленской области.
Поисковый отряд «Застава» работает в районе д. Мартынково, это в районе боевых действий 30 гвардейской стрелковой дивизии августа 1943 года. Работают малочисленными группами 3-4 человека, соблюдая санитарные нормы в условиях эпидемии.
В составе отряда есть семейный дуэт отца и сына из Смоленска – это Виктор и Сергей Констанденковы. Впрочем, вся их семья имеет отношение к поиску. Через несколько дней после работы 19-летний Сережа позвонил мне и сказал: «Хочу принести Вам экспонат для музея, когда можем встретиться?» В этот же день я держала в руках гвардейский знак, пробитый пулей. А Сергей рассказывал очень простую, можно сказать типичную для поисковиков историю: «Копаем стрелковую ячейку перед немецкой линией обороны, не глубоко примерно на метр. На дне лежит солдат, в каске, ботинках 42 размера, в раскопе находим фрагменты обмундирования и амуниции, все доказывает, что наш это солдатик, Рабоче-крестьянской Красной Армии. В районе груди — гвардейский знак, не защитил он, погиб солдат от той пули, что прошла через металл».
Что рассказывает нам этот предмет? И много и мало. Погибший солдат без имени, возраста, национальности. Только предположения. Вот он участвует в боях освободительных, враг уже не раз был побежден, не то, что в 41-м. Но наш красноармеец не поднялся больше из своей ячейки, пуля вошла прямо в грудь. Смертью своею безусловно приблизил освобождение Ельнинской земли, уже в сентябре 1943-го прогнали фашистов-захватчиков. А на освобожденной земле остались лежать в таких вот ячейках безвестно сотни и сотни погибших освободителей.
Н.Г. Куликовских