СПРАВКА
[о] массовом истреблении немецкими оккупантами пленных бойцов и командиров в лагере при станции «Красный Бор», Западной железной дороге.
13-го октября 1943 года граждане посёлка «Красный бор» в пригороде Смоленска Бомбандирова Н.Г., Денченкова А.Е. и Ковалёв И.С. обратились с заявлением в Государственную Чрезвычайную Комиссию по расследованию злодеяний, совершённых немецкими оккупантами, с сообщением о том, что во время немецкой оккупации на территории железнодорожной станции «Красный Бор» содержались в 2-х отделениях лагеря пленные советские бойцы и командиры.
Произведённым осмотром места лагеря и допросом свидетелей установлено:
Осенью 1941 года немецкое командование на станции «Красный Бор», Западной железной дороги, в зданиях холодильника и домах БОВО организовало лагерь для пленных бойцов и командиров Красной Армии, который просуществовал до сентября месяца 1943 года.
В лагерь поступали истощённые пленные, измученные большими переходами. Многие из них не в состоянии были передвигаться и их несли товарищи. Пленные размещались в помещениях, которые не отапливались. В качестве продуктов для питания пленных немецкое командование употребляло картофельные очистки, прелую капусту и другие отбросы. Хлеб пленным выдавался не регулярно. Использовались же пленные на тяжёлых погрузочных работах. Многие из пленных от истощения падали и их конвоиры расстреливали из винтовок.
Вследствие голода и холода в лагере росли заболевания и смертность. Почти ежедневно в лагере умирало от 20 до 30 человек.
Все умершие и расстрелянные зарыты на территории около лагеря, на которой удалось представителям разных учреждений воинских частей и гражданского населения обнаружить 9 траншей размером 50х20 метров, одну могилу 9х5 метров и 5 могил разного размера: 3х3м., 38х2м., 24х10 метров.
Размер могил, их количество и показания свидетелей дают основание заключить, что на территории лагеря погибло от истязаний, голода, холода, более 12,5 тысяч советских бойцов и командиров.
Допрошенные по этому вопросу свидетели дают следующие показания:
«Тогда же на станцию «Красный Бор» пригнали тысячи пленных и около тысячи загнали на ночь в холодильник (дом холодильника), из коих наутро вышли очень не многие — почти все погибли от холода и голода, так как до этого они суток 5 ничего ни ели». (Из показаний свидетельницы Бомбардировой Натальи Тихоновны от 14 октября 1943 года).
«Жутко было смотреть на пленных. Их гоняли немцы массами, трудно даже определить количество их. Люди были измождённые и измученные. Часть из них не в состояние была даже идти, то таких несли товарищи, а немцы таких подгоняли палками и винтовками, а совершенно обессиливших пристреливали на месте, что мне самой приходилось наблюдать». (Из показаний свидетельницы Демченковой Анны Ефимовны от 14 октября 1943 года).
«Пленные были полураздетые и босые. От холода масса пленных красноармейцев умирала, а ещё живых немцы добивали, или даже ещё живыми зарывали вблизи лагеря. Трупы из лагеря вытаскивали ежедневно человек по 20-30. Часто рано утром я слышала голоса — стоны пленных, коих ещё живыми тащили зарывать. Сколько немцы погубили пленных красноармейцев сказать невозможно, но совершенно очевидно, что ни одну тысячу человек. Территория Красного Бора изрыта могилами вся. Если пойти за зону лагеря, то там сплошь видны могилы, но могилы видны ни недавние, а могилы 1941 года, уже сравнялись с землёй и найти их трудно. Я лично знаю расположение могил». (Из показаний свидетельницы Авдюшиной Елены Семёновны от 14 октября 1943 года).
НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА «В» УНКГБ ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОДПОЛКОВНИК ГОСБЕЗОПАСНОСТИ ПЕТРУНИН
22 ОКТЯБРЯ 1943Г.
С. Авраменко, командир ПО «Серп и молот», 2022год.