Поисковики Смоленщины и Москвы провели гуманитарную акцию помощи самому скорбному воинскому подразделению Российской Армии
Честно говоря, решился на эту публикацию не сразу. Да и коллеги отговаривали: зачем, мол, писать об этом. Но в том то и беда, что есть две, проверенные горьким опытом столетий, истины: во-первых, что война без жертв не бывает; во-вторых, что война не закончена, пока не похоронен последний солдат.
Речь пойдёт об акции, организованной руководителем поискового движения Смоленщины Ниной Германовной Куликовских и её товарищами в рамках помощи СВО, девизом которой стали слова: «Господь помогает руками людей, не забывайте об этом!».
Готовились к поездке всем миром
Ещё в марте Нина Германовна и её товарищи обратились через соцсети в интернете ко всем неравнодушным гражданам с такими словами:
«Дорогие братья и сёстры! Нет никакого сомнения, что каждый из вас помогает через те или иные структуры нашим воинам СВО, помогаем мы и семьям мобилизованных.
И всё-таки, хотим предложить ещё одну акцию для смоленских и московских отрядов, которые работают на смоленской земле. Она нам, поисковикам, очень близка. Главная цель поискового движения – упокоение не погребённых, без вести пропавших воинов Великой Отечественной войны и установление их имён.
А в Ростове-на-Дону есть лаборатория, где идентифицируют неизвестных ныне погибших солдат и офицеров, с тем, чтобы сообщить родным и похоронить воинов достойно.
Правильнее сказать – это 522-й Центр приёма, обработки и отправки погибших, созданный на основе окружного военного клинического госпиталя № 1602 Министерства обороны Российской Федерации.
Там тоже несут службу ребята из наших, из поисковиков, и мы точно знаем, что им (мягко говоря) не помешает в качестве нашей поддержки. Говорю осторожно, вы понимаете.
До начала весенней Вахты Памяти мы отправим туда нашу поисковую ГАЗЕЛЬ, я и сама готовлюсь к этой поездке».
А дальше лидер поискового движения Смоленщины подробно перечислила, что требуется в качестве гуманитарного груза для предстоящей акции. Вещи, прямо скажем, не совсем обычные для такого дела: канцелярские товары (бумага, файлы, папки, ручки, карандаши, маркеры, скрепки, степлеры, скобы для степлеров, клей-карандаши и т.д.); перчатки медицинские больших размеров; перчатки силиконовые, бытовые резиновые; респираторы типа Исток 400; диски СD или DVD; оргтехника (принтеры, сканеры, ксероксы, компьютеры).
«Всё остальное, самое важное, специализированное – в достатке. Можно ещё и немного дезинфицирующих средств. Сбор уже идёт, и мы находим единомышленников не только среди поисковиков», – завершила своё обращение к неравнодушным гражданам Нина Германовна Куликовских.
Через какое-то время она отчиталась перед всеми, кто откликнулся на её призыв: «Мы собрали гуманитарный груз и отправляемся в 522-й центр приёма, обработки и отправки погибших. Именно там, в лаборатории в Ростове-на-Дону идентифицируют неизвестных погибших солдат и офицеров СВО».
На призыв о помощи в этой акции, рассказала Нина Германовна, откликнулось очень много людей. И не только со Смоленщины. В акции приняли самое деятельное участие московские поисковики, люди из других регионов России. Словом, машина оказалась просто перегружена всем необходимым.
Акцию однозначно поддержали и в Совете Федерации Федерального собрания России, членом которого от Смоленской области является Н.Г. Куликовских, и в Министерстве обороны:
«В Совете Федерации меня поддержали, и потому везу Благодарственные письма от комитета по Обороне и комитета по Регламенту, сенаторские благодарности сотрудникам Центра. А ещё – пусть и общественные, но достойные награды за служение Отечеству, тем, кто несёт свою такую непростую, скорбную службу в этом Центре».
Помог и заместитель Председателя Государственной Думы России Сергей Иванович Неверов: в путь на Ростов участники акции отправились, как выразилась Нина Германовна, «в нашей боевой поисковой «Газели», подаренной его Фондом «СозИдаНие».
Отправляясь в путь, участники этой акции, говорили: «Как же нам понятно, что такое Безымянные солдаты. Пусть ни один из них, кто лежит в Центре, не останется без имени!»
И вот, наконец, сама гуманитарная миссия. В ходе поездки в 522-й Центр приёма, обработки и доставки погибших поисковики Смоленщины и Москвы привезли примерно полтонны разных предметов: канцтоваров (всевозможных наименований), перчаток и профессиональных респираторов, антисептических средств, CD-дисков, оргтехники.
«Последнее, что уже купили в Ростове, ещё раз обсудив с руководством, – это ноутбук, два фотоаппарата и комплекты батареек», – рассказала Нина Германовна.
Не по возрасту взрослые…
«Описывать то, что мы увидели там, не буду (а увидели лишь самую малость). Чтобы работать в этом Центре, надо иметь и крепкую психику, и мужество, и, может быть, самое главное – желание достойно выполнять свои обязанности, которые легли на плечи примерно 200 человек, – говорит лидер поискового движения Смоленщины Нина Германовна Куликовских. – Удивляют мальчишки 18-20 лет, солдаты-срочники. Их направляют на эту службу только при полном их согласии. Лица серьёзные, не по возрасту взрослые, уставшие, немногословные, и спецодежда их отличается от военной формы (но мы не снимали их за работой). Сутки напролёт изо дня в день они рядом со смертью, смотрят ей, в прямом смысле слова, каждый день в лицо. И при этом, когда мы разгружали машину, кто-то спросил: «А сладенького у вас тут нет?». Этот трогательный мальчишеский вопрос послужил поводом побежать в ближайший магазин за конфетами, печеньем, вафлями и яблоками…»
Самая печальная воинская часть
522-й Центр приёма, обработки и доставки погибших – называют самой печальной воинской частью Российской Армии. На шевронах ребят, которые здесь служат, – есть чёрный тюльпан. Этот скорбный символ известен многим ещё со времён Афганской войны, когда этот Центр и был организован. Отсюда и по сегодняшний день во все уголки России (как когда-то из Кабула) разлетаются транспортные самолёты — «чёрные тюльпаны» со страшным грузом-200 на борту.
Говорят, что в мире есть только два таких траурных армейских подразделения: одно – в штате Оклахома в США, другое – 522-й Центр приёма, обработки и отправки погибших в Ростове-на-Дону.
Главный объект Центра – громадный ангар, где в две «шеренги» стоят 17 мощных холодильных блоков. Они рассчитаны на размещение в камерах из нержавеющей стали 408-ми погибших. На стене морга – икона с изображением Божией Матери. Как только сюда поступают очередные погибшие воины, рядом со святым ликом зажигается лампадка. Словно маячок смерти, огонёк которого горит до тех пор, пока военнослужащего не заберут родственники.
Службу здесь проходят солдаты по призыву и офицеры. С виду – обычная воинская часть с общевойсковым распорядком: подъём и отбой, приёмы пищи и занятия. За исключением того, что огневая подготовка тут не ведется, но в части, конечно же, имеется оружейная комната и караульные посты.
Эта воинская часть является единственной в России, где солдат, попавший туда, может отказаться от службы, и его немедленно переведут в обычное подразделение…
Создан был этот Центр во время боевых действий в Чеченской республике. Иногда на установление личности бойца (даже по «фрагментам» черепа, костей рук, ног) уходит несколько лет. Говорят, что здесь до сих пор хранятся останки нескольких погибших во время Чеченской войны: работа над выяснением, кто они, продолжается и по сей день. И вот здесь помощь опытных поисковиков, контакты с ними очень могут пригодиться.
Как ни прискорбно это звучит, но такой Центр необходим. Сегодня, во время Специальной военной операции, – он необходим вдвойне. И не только потому, что военные действия без жертв не бывают. А, прежде всего, потому, что, в отличие от бандеровских нацистов, наши своих погибших товарищей никогда не бросают на поле боя. Ибо – война не закончена, пока не похоронен со всеми подобающими ему почестями последний погибший на ней солдат. Эта нравственная аксиома для наших воинов неукоснительна к исполнению.
Кстати, чтобы понять всю глубину морального падения наших врагов, достаточно почитать в интернете, с какой ядовитой злобой они пишут об этом самом скорбном воинском объекте нашей армии. И не скрывают даже, что с удовольствием уничтожили бы не только сам 522-й Центр, но и всех, кто выполняет в нём скорбный, но столь необходимый труд по идентификации личностей погибших защитников Отечества. Нелюдь она и есть нелюдь!
Достойны благодарности!
«Я благодарна своим коллегам из Совета Федерации, которые подготовили Благодарственные письма от Комитета по обороне (а это значит, – подписанные Героем России, генерал-полковником В.Н. Бондаревым) и от Комитета по Регламенту (я являюсь его членом), председатель которого В.С. Тимченко благословил меня на эту поездку. Мы благодарны также Елене Цунаевой, лидеру нашего Поискового движения России, за то, что присоединилась к смолянам в сборе гуманитарной помощи. И самые искренние слова благодарности за организацию встречи в 522-м Центре ведущему специалисту-эксперту Департамента Минобороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества и нашему коллеге-поисковику Сергею Баринову», – сказала в интервью «Смоленской газете» член Совета Федерации Федерального Собрания России и лидер Смоленского поискового движения Н.Г. Куликовских.
И ещё одно её наблюдение: «Мы привезли 17 благодарственных писем и 76 (!) общественных медалей (благодаря руководителю военно-патриотического фонда «Застава святого Ильи Муромца» А.И. Фетисову). Я своими глазами видела, какое это имеет значение для тех парней, который проходят срочную службу в 522 Центре. Служба им досталась более, чем сложная и тяжёлая. Поэтому мы приняли решение при первой же возможности отправить ещё комплект наград «За служение Отечеству» в Центр для награждения ими самых мужественных, честно работающих ребят!
Большое спасибо и персонально всем, кто участвовал в нашей акции! В том числе – Александру Семёнову, члену Правления объединения и командиру поискового отряда «Доброхоты» и Сергею Чугунову –сотруднику Центра «Долг» и бойцу отряда «ШтАрм» за организацию перевозки. Шутка ли – более тысячи километров в одну сторону, а они управились с поездкой за трое суток с одной ночёвкой и принимали участие во всех мероприятиях в Ростове».
Игорь Красновский, 18 мая 2023 г.