6 мая 2024 года в Угранском районе завершилась межрегиональная Вахта Памяти, которая дала старт новому поисковому сезону на территории Смоленской области. В тот день на Поле Памяти у д. Знаменка состоялось отпевание и перезахоронение останков 204 бойцов и командиров Красной Армии, найденных поисковиками угранского отряда «Набат» и участниками Вахты Памяти. День был дождливый и холодный и мы тогда говорили, что как нам повезло, что Вахту простояла сухая погода, только к концу ее стало холодать. Но 7 мая вдруг пошел снег, резко похолодало, и вообще дни 7, 8, 9, 10 мая были очень холодными, совсем не майскими. Может быть сама природа бунтовала против того, что не должно было случиться, во что не верилось тогда, когда это сообщение появилось в Интеренете, в чатах, в сообщениях от друзей, во что не верится и сейчас. 7 мая ушел в вечность командир рославльского поискового отряда «Память» Игорь Анатольевич Жарынцев. Он один из тех тот, кто является душой поискового движения Смоленщины, кто определяет его лицо, суть и смысл.
Счастливым может считать себя тот человек, который нашел свое призвание, понял свое предназначение в жизни, занимался той деятельностью, которая приносит удовлетворение и радость душе. Игорь Анатольевич Жарынцев – счастливый человек. Поиск, сохранение памяти о бойцах и командирах Красной Армии, победивших фашизм в сороковые-роковые его жизнь, его мысли, его интересы, заботы, труды, устремления и мечты. Придя в рославльский поисковый отряд в конце 1980-х годов, он остался там навсегда, в начале рядовым бойцом, а потом бессменным командиром на несколько десятилетий. И совсем не случайно рославльские поисковики назвали время, когда он был командиром отряда, эпохой. Но масштаб личности Игоря был шире и глубже, чем только командир одного из поисковых отрядов. Он очень подробно, а в некоторых местах досконально, знал географию Великой Отечественной войны на территории нашей области, знал где были самые тяжелые и трудные бои, где нужно искать следы погибших советских героев. На каждой Вахте Памяти его отряд был самодостаточен и самостоятелен в поиске, потому что командир знал, куда нужно идти, ехать, где нужно работать, будь то в своем родном Рослальском районе, или под Вязьмой, или под Сычевкой, или под Велижем, на реке Царевич или Воря и в любом другом месте. Он хорошо знал быт и будни войны. На каком-нибудь котелочке, железке или другом военном предмете он знал где нужно потереть, чтобы найти клеймо, или маркировку, или искать возможные данные о владельце. Мог сказать и объяснить, что это за предмет обмундирования, снаряжения, вооружения. Он изучал войну не только по книгам, документам или фильмам, он изучал и знал войну по рассказам очевидцев, свидетелей, ветеранов. Таких воспоминаний и свидетельств в его голове хранилось, наверное, сотни, а может быть, даже тысячи. Именно поэтому он знал войну на территории Смоленской области не просто по карте, а по заплывшим окопам, заброшенным урочищам, высоткам, ручейкам и речкам. Именно поэтому он один из тех, кто навсегда определил душу и совесть смоленских поисковиков.
А еще у него был удивительный педагогический талант. Не заканчивая никаких пед училищ и институтов, он был настоящим Учителем. Сколько поисковиков Смоленщины и из других регионов России постигали премудрости поисковой работы на практических «уроках и семинарах» на Вахтах Памяти и в поисковых экспедициях от Игоря Анатольевича. Он умел простыми словами, когда нужно с присущим ему юмором, а когда нужно вполне серьезно и доходчиво, объяснять и втолковывать о таких важных и незыблемых истинах как память, честность, долг, доброта, мир и любовь. Только человек живущий с открытым к добру, бескорыстию и справедливости сердцем мог без показухи и позерства делиться с друзьями, с братьями и сестрами по поисковой работе своими знаниями, советами, удивительными подарками и находками. У каждого, с кем общался и работал Игорь останется память о нём в каких-то воспоминаниях, историях, его подарках и работах. И это еще одни его удивительный талант, быть близким другом. Он умел делать щедрые и нужные подарки. Чего только стоят его макеты-реконструкции боевых действий или поисковые щупы. Я, например, до конца своей жизни, буду благодарен именно ему за то, что он смог убедить меня записать свои песни, чтобы они не забылись и не затерялись.
А еще он счастливый человек, потому что у него была не только большая поисковая семья, но и своя родная, самая близкая семья. Ведь его любимая жена Ирина и его сын Алексей тоже поисковики, хранители памяти о наших героических предках. Сколько Вахт Памяти они прожили вместе, разделяя все радости и трудности поисковой работы. Вся их жизнь вместе это гимн любви и счастья.
В те скорбные и не по-майски холодные дни многие из нас вспоминали, когда в последний раз виделись с Игорем, разговаривали с ним. Наверняка, у многих останется горечь на сердце от того, что не успели как следует поговорить с ним, посидеть возле костра, поработать с ним, поднимая из безвестности еще одного солдата. Кто бы мог предугадать, что его слова при награждении отличившихся поисковиков при закрытии Вахты Памяти в Угранском районе 5 мая 2024 года, будут его последним посланием ко всем нам! Но память об удивительном человеке, уверен, будет жить, будет жить очень и очень долго. А это тоже удивительное счастье – оставить о себе добрую и хорошую память. Игорь Анатольевич Жарынцев очень счастливый человек!
Памяти командира
поискового отряда «Память»
г. Рославль Смоленской области
Игоря Анатольевича Жарынцева
Живя порой беспечно, не думаешь о вечном,
И кажется, что жизни так много впереди,
Но вот приходит горе, огромное, как море,
И вознесешь молитвы: Спаси и сохрани!
Ах, как бы знать заранее, что этот миг – прощание,
И если пусть не сделать, то хоть успеть сказать,
Что друг твой плоть от плоти и в жизни, и в работе
Твоя частичка жизни, да взять его б обнять.
А он, чуть улыбаясь, и облаков касаясь,
Глядит на нас оттуда в вечор и по утру,
Его там встретят наши бойцы с солдатской кашей,
И скажут: «Брат наш, Игорь, садись-ка к нам к костру!»
И слезы горло душат, и горе рвет всю душу,
Но остается память, она летит вперед,
О добром человеке и его славном веке,
И эта память, точно, всех нас переживет.
8 мая 2024 г.