ЗиС-5 или «трехтонка» – советский грузовой автомобиль грузоподъёмностью 3 тонны. После ГАЗ-АА или «полуторки», как его называли, второй по массовости грузовик – один из главных грузовиков Великой Отечественной войны.
Выпускался с 1933 год на автомобильном заводе имени И. В. Сталина – ЗИС-5 (26 июня 1956 года, завод получил имя Лихачёва – ЗИЛ). 8 июля 1944 года из заводских ворот вышли первые уральские грузовики – «Захары», но уже под своим названием – УралЗиС-5В.
Смекалистые водители разглядели в двух первых буквах не название — «Завод Имени», а вполне себе имя и отчество. Так грузовик вошёл в историю, как «Захар Иванович». Благодаря необычной форме кабины получил прозвище не только «Захар Иванович», но и «Колун» (тяжелый, клинообразный топор с тупым лезвием для колки дров) – и занял главенствующую позицию на грузовых перевозках.
Технические характеристики:
Масса – 3,1 тонны;
Габариты:
Длина – 6,06 м, высота – 2,16 м, ширина – 2,23 м;
Двигатель – карбюраторный, мощность – 76 л.с.;
Скорость по дороге – 60 км/ч;
Запас хода – 200 км;
И вот на такой технике в течение двух зим, 1941-1942 и 1942-1943 годов, работали шофёры, которые доставляли по льду Ладожского озера продукты и топливо в блокадный Ленинград, а обратно вывозили измученных голодом и холодом людей.
Как и «полуторка» ГАЗ-АА, на «Дороге жизни» служили и не менее известные «трёхтонки» ЗИС-5 (он же – «Захар Иваныч»), но однако «полуторок» было большинство – лёгкие машины лучше подходили для движения по льду. (В 1973 году одна из погибших машин на Ладожском озере была поднята на поверхность, чтобы стать памятником, который стоит у деревни Дусьево, где в годы блокады размещался один из автомобильных батальонов. Вопреки расхожему мнению, это оказалась не «полуторка», а «Захар Иванович», ЗИС-5).
В годы войны выпуск автомобилей ЗИС-5 постоянно наращивался. Грузовик отлично зарекомендовал себя на бездорожье и быстро завоевал репутацию надежной и неприхотливой техники. Несмотря на постоянный перегруз, машина шла спокойно, без надрыва (до 3,5 тонн). Пробег до первого капремонта составлял 100 тысяч км. На базе ЗИС-5 существовал целый ряд модификаций, среди которых фургоны: цистерны, пожарные автомобили, санитарные машины.